НОВАТОРСТВО

Искусство сохранения традиции из поколения в поколение.

Некоторые художественные формы настолько уникальны, что не просто сохраняются столетиями, а совершенствуются.

Филигранная резьба по стеклу Эдо-Кирико — яркий тому пример: мастера, владеющие этим ремеслом с 200-летней историей, с гордостью продолжают богатые и ценные традиции. И в то же время они как современные творцы осторожны в описаниях: они не называют свое искусство строго традиционным, чтобы не ограничивать его.

«Традиция — сильное слово с множеством различных значений», — поясняет мастер Эдо-Кирико в третьем поколении Йоширо Кобаяши. «Это не то, к чему кого-либо принуждают и не бремя, которое возлагают на человека, [но], полагаю, это нечто рождающееся в повседневной деятельности человека и органично создаваемое путем повторения обычая... нечто, связующее все воедино».

В искусстве Эдо-Кирико точное повторение играет ключевую роль: каждому начинающему ремесленнику требуются годы обучения и практики. Как и многие его коллеги, Кобаяши приступил к обучению еще подростком, в 13 лет начав помогать отцу в его мастерской.

«[В то время] я тенью следовал за старшими мастерами и учился, наблюдая... практиковался по 10 часов в день», — рассказывает он. «Это была по-настоящему изнурительная работа».

Он упорно работал над совершенствованием своих умений и признает, что ощутил себя настоящим профессионалом только тогда, когда в 33 года получил признание коллег — награду за особые заслуги. Такое ученичество было требовательным во всех отношениях, но для этого вида резки по стеклу, появившегося в Токио и окрестностях в конце периода Эдо, годы обучения необходимы: резка Эдо-Кирико невероятно филигранна и требует определенного перфекционизма, отражающего внимание японской культуры к деталям.

«ЯПОНЦЫ УЛАВЛИВАЮТ МАЛЕЙШИЕ НЮАНСЫ», — ГОВОРИТ КОБАЯШИ. «ОНИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВНИМАТЕЛЬНЫ К ДЕТАЛЯМ... ПОЧТИ НА УРОВНЕ ПОДСОЗНАНИЯ. ТЫ ДАЖЕ НЕ ОСОЗНАЕШЬ, КАК ЭТО СТАНОВИТСЯ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ».

Йоширо Кобаяши, мастер Эдо-Кирико

Для Кобаяши критически важна сложность его работы, обеспечивающая высокое качество готового продукта; центральное место занимает чувство глубокого удовлетворения и удовольствия, получаемого от мастерства.

«Я уверен: такая философия особенно влияет на работу мастера», — говорит он. «Мельчайший нюанс приобретает огромное значение. Вот почему, делая что-либо, они предельно внимательны. Это вопрос личной удовлетворенности, которую мастер получает от своего творения».

И хотя Кобаяши страстно увлечен мастерством Эдо-Кирико и на протяжении многих лет получает от него огромное удовольствие, он не настаивал, чтобы сын пошел по его стопам, а скорее вдохновлял того исследовать другие карьерные возможности.

Однако зов семейной истории и традиций оказался слишком силен, и его сын Йохей присоединился к семейному бизнесу, по-современному взглянув на его составляющие и продолжив создавать произведения, которые предыдущие поколения так ценили и совершенствовали.

«Возможность делать то, что нравится, и зарабатывать этим на жизнь — это замечательно», — говорит Кобаяши. «Я рад, что выбрал эту работу».

ПОКОЛЕНИЯ МАСТЕРСТВА

Мастера резки по стеклу Эдо-Кирико изготовили изысканную внутреннюю панель Lexus LS, создающую для пассажиров особенно утонченную и в то же время впечатляющую обстановку.