НОВАТОРСТВО

Звучание пространства.

Звук во всей своей сложности и красоте — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, а для ценителей прекрасно продуманных акустических мероприятий нет ничего более захватывающего, чем действительно превосходный звук. Одним из таких людей является голландский композитор и инженер Пол Омен, утверждающий, что звук всегда был его «способом воображения».

В раннем детстве открытие того, сколько всего можно услышать, стало многообещающим началом его непреходящей увлеченности звуком, и Пол посвятил свою карьеру изучению замысловатых многоуровневых отношений между людьми и миром звуков, с которым они сталкиваются.

«[РЕБЕНКОМ] Я ТИХОНЬКО НАПЕВАЛ НЕПРОИЗВОЛЬНО ПРИДУМАННЫЕ МЕЛОДИИ, И ЭТО ПРОБУЖДАЛО В МОЕМ ВООБРАЖЕНИИ МИР ЗВУКОВ, ЛЕЖАЩИХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ САМИХ МЕЛОДИЙ», — ПОЯСНЯЕТ ОН.

Пол Омен, композитор и инженер

«Я слушаю происходящее между звуками и пространством, между звуками и моим телом», — говорит он. «Чем больше звучащих в пространстве резонирующих и отраженных звуков ты способен различить, тем больше осознаешь, что воспринимаемые тобой звуки полностью состоят из таких взаимодействий — реакций на звуки, возвращаемых окружающей средой».

Омен живет и работает в Будапеште, здесь он в 2015 году основал Институт пространственного звука, изначально ориентируясь на создание звуковых композиций — сочинение музыки для театра и оперы. Однако в 2007 году он в своей компании 4DSOUND переключил внимание на исследование пространства, звука и восприятия: на сегодняшний день его команда создала более 70 — почти сотню — пространственных звуковых проектов, вызвав устойчивый интерес к совершенствованию опыта прослушивания.

«Чем больше мы совершенствуем свой опыт прослушивания, тем больше слышим пространство», — поясняет он. «Превосходный опыт прослушивания означает наличие звуковой системы, привлекающей внимание не к себе, а к окружающей среде: такая система позволяет слышать звуки как часть окружающей среды и перемещаться в среде. Звуковая система — лишь один из элементов; для всеобъемлющей трансформации опыта прослушивания необходимо, чтобы все элементы — дизайн пространства, его внутренняя отделка, социальные аспекты и, не в последнюю очередь, звуковой контент — соответствовали друг другу».

Омен полагает, что опыт прослушивания в равной степени зависит от активного участия слушателя и от качества оборудования.

«Продолжительность концентрации нашего внимания настолько сократилась, что людям требуются большие усилия, чтобы просто найти место в своем сознании и сосредоточиться на том, что действительно требует «слушания», — говорит он. «Если мы хотим более утонченных и изысканных впечатлений от прослушивания, то нужно начать с подавления шума среды, иначе мы просто ничего не услышим».

Пол все еще увлечен музыкой, которую сочиняет с юности, каждый день на работе и в частной жизни его окружает множеством слоев многомерных звуков, и все же он сознается, что больше всего любит слушать спокойствие и тишину.

«В повседневной жизни мне чаще всего хочется слышать молчание», — признает он. «Конечно же, молчание — явление относительное, поэтому вместо «молчание» мне, вероятно, следует сказать «меньше шума и больше пространства», когда мои органы чувств раскрываются и дышат, а я начинаю слышать больше».

ЗВУЧАНИЕ УСПЕХА

Превосходное звучание способно изменить все. От расположения динамиков до качества звука — все аспекты акустических решений в автомобилях Lexus тщательно продуманы и неизменно обеспечивают утонченный захватывающий звук. Новая художественная форма резки на основе древней традиции.